И вновь (как и в прошлый раз) когда мы обращаемся к танковой теме мы вынуждениы вернуться на автостоянку перед гостиницей Эльдорадо, где предствалены другие герои наших повествований и памятниках технике в Энгельсе - танки Т-26, Т-34 - на этот раз мы расскажем о Т-60.
К началу войны танк сопровождения пехоты Т-26 серьезно устарел, исчерпал предел модернизаций и ему требовался преемник. И он был разработан под индексом Т-50. Этот танк обладал рядом технических новшеств и был весьма перспективен для своего времени, но осваивать его производство во время войны было очень трудно [5] (во всяком случае для московского завода № 37) и тогда в инициативном порядке (на базе Т-40, сборка которого уже была прекращена) тем же Астровым
(коллективом под его общим началом) в середине августа 1941 года был разработан легкий Т-60. Проект нового танка был завершен всего за ДВЕ НЕДЕЛИ [1]. И хотя в нем использовались многие узлы наработки танка Т-40 (сконструированного тоже Н.А.Астровым) тем не менее это беспрецедентные сроки даже для военного времени."Уже в начале сентября этого же года легкий танк Т-60 был принят на вооружение РККА, и, практически сразу же, началось его серийное производство на нескольких заводах страны, в том числе Москве, Сталинграде, Горьком и Харькове"[6].
Интересно, что корпуса для Т-60 делал и Саратовский паровозоремонтный завод (сейчас СЗТМ, располагается близ станции Саратов-2, близ депо)[3].
Уже сейчас, спустя 70 лет, можно предположить (как это некоторые [2] делают), что выпуск большого количества танков был напрасным (всего за период серийного выпуска стены завода покинуло 5920 шт.), что Т-60 был "смертником", "танком на один бой", но тогда (во время войны) важно было быстро и недорого насытить техникой войска. Уже после того как шестидесятый пошел в производство Астров разработал его модернизацию (Т-70) и он тоже выпускался параллельно с предшественником. Танков не хватало. А в 1944 году, когда (уже в Европе) бои переместились в города. Советское командование дало высокую оценку Т-70 и Т-60, отмечая, что они удобнее (чем Т-34) для боев в городе. Скорому освоению танка поспособствовало то, что в танке нашлось применение уже отработанных (заводами) компонентов (автомобильный мотор ГАЗ-202, авиационная пушка ШВАК) и невысокий дефицит тонких 15-25-35мм бронелистов.
20-мм пушка ТНШ-20 (бывш. ШВАК) прошивала в борт даже средние танки вермахта Pz.III и Pz.IV (ранних выпусков, с короткой дистанции), а БТРы и легкие САУ и поражались с километрового расстояния. Танк использовался в разведке, но, к сожалению, не имел радиостанции, что снижало его ценность как разведывательно-диверсионного. Впоследствии база танка послужила основой для создания таких машин как Т-70, Т-80 и Т-90. В качестве зенитного планировалось использовать и Т-60, но этот проект, к сожалению, не прошел конкурс [4], зато на основе Т-70 была выпущена наша самая массовая советская САУ СУ-76 (свыше 12 тыс шт).
Танки Т-60 участвовали в битве за Москву, принимали участие в прорыве блокады Ленинграда (12 января 1943 года) и в снятии блокады (в янв. 44-го), на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда, отражали немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- Танки Т-26, Т-34, ИС-3 и немецкий Pz.I - в Энгельсе;
- Бронированный тягач МТ-ЛБ в Энгельсе.
- Танк Т-60 в игре World of tanks.#1, #2.
- Боевое применение Т-70 и Т-70М.
---
1 - сайт toparmy., проектирование, например, СУ-152 заняло 25 суток.
2- сайт новости-впк: критическая статья М.Барятинского (известного "танкового историка"), его замечаниям есть возражения (о выживаемости Т-60).
3- вот ссылка на статью о СЗТМ, которую я хотел бы изменить (с викип на др.)
4- статья о "зенитном танке" Т-90.
5- новая планетарная 8-ми ступенчатая коробка передач, дефицитные бронелисты большой толщины, торсионная подвеска. К тому же и завод №37 и 174 были эвакуированы как раз в период освоения выпуска этих танков.
6- "Серийное производство танка Т-60 продолжалось до начала февраля 1943 года, именно в этот период на конвейере он уступил место своему последователю Т-70."
7- да-да, танк, с аббревиатурой современнейшего российского основного боевого танка, был спроектирован и испытан еще в Великую Отечественную (см. статью про близнецы-названия танков) как зенитный танк.
8- несмотря на то, что немцы называли #Т-60 "неистребимой саранчой" (в качестве ссылки на первоисточник только игровой сайт).
К началу войны танк сопровождения пехоты Т-26 серьезно устарел, исчерпал предел модернизаций и ему требовался преемник. И он был разработан под индексом Т-50. Этот танк обладал рядом технических новшеств и был весьма перспективен для своего времени, но осваивать его производство во время войны было очень трудно [5] (во всяком случае для московского завода № 37) и тогда в инициативном порядке (на базе Т-40, сборка которого уже была прекращена) тем же Астровым
(коллективом под его общим началом) в середине августа 1941 года был разработан легкий Т-60. Проект нового танка был завершен всего за ДВЕ НЕДЕЛИ [1]. И хотя в нем использовались многие узлы наработки танка Т-40 (сконструированного тоже Н.А.Астровым) тем не менее это беспрецедентные сроки даже для военного времени."Уже в начале сентября этого же года легкий танк Т-60 был принят на вооружение РККА, и, практически сразу же, началось его серийное производство на нескольких заводах страны, в том числе Москве, Сталинграде, Горьком и Харькове"[6].
Интересно, что корпуса для Т-60 делал и Саратовский паровозоремонтный завод (сейчас СЗТМ, располагается близ станции Саратов-2, близ депо)[3].
20-мм пушка ТНШ-20 (бывш. ШВАК) прошивала в борт даже средние танки вермахта Pz.III и Pz.IV (ранних выпусков, с короткой дистанции), а БТРы и легкие САУ и поражались с километрового расстояния. Танк использовался в разведке, но, к сожалению, не имел радиостанции, что снижало его ценность как разведывательно-диверсионного. Впоследствии база танка послужила основой для создания таких машин как Т-70, Т-80 и Т-90. В качестве зенитного планировалось использовать и Т-60, но этот проект, к сожалению, не прошел конкурс [4], зато на основе Т-70 была выпущена наша самая массовая советская САУ СУ-76 (свыше 12 тыс шт).
Танки Т-60 участвовали в битве за Москву, принимали участие в прорыве блокады Ленинграда (12 января 1943 года) и в снятии блокады (в янв. 44-го), на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда, отражали немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- Танки Т-26, Т-34, ИС-3 и немецкий Pz.I - в Энгельсе;
- Бронированный тягач МТ-ЛБ в Энгельсе.
- Танк Т-60 в игре World of tanks.#1, #2.
- Боевое применение Т-70 и Т-70М.
---
1 - сайт toparmy., проектирование, например, СУ-152 заняло 25 суток.
2- сайт новости-впк: критическая статья М.Барятинского (известного "танкового историка"), его замечаниям есть возражения (о выживаемости Т-60).
3- вот ссылка на статью о СЗТМ, которую я хотел бы изменить (с викип на др.)
4- статья о "зенитном танке" Т-90.
5- новая планетарная 8-ми ступенчатая коробка передач, дефицитные бронелисты большой толщины, торсионная подвеска. К тому же и завод №37 и 174 были эвакуированы как раз в период освоения выпуска этих танков.
6- "Серийное производство танка Т-60 продолжалось до начала февраля 1943 года, именно в этот период на конвейере он уступил место своему последователю Т-70."
7- да-да, танк, с аббревиатурой современнейшего российского основного боевого танка, был спроектирован и испытан еще в Великую Отечественную (см. статью про близнецы-названия танков) как зенитный танк.
8- несмотря на то, что немцы называли #Т-60 "неистребимой саранчой" (в качестве ссылки на первоисточник только игровой сайт).
еще статья про легкий Т-80 (http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=681)
ОтветитьУдалить