вторник, 20 июня 2017 г.

Зенитная Управляемая Ракета С-75 в Энгельсе (ПВО Энгельса "Двина", ЭРВЗКУ)

В конце 1952 год, вскоре после выполнения первого успешного пуска ракеты В-300 (и завершения создания стационарного комплекса ПВО Москвы С-25 стало ясно, что надо двигаться дальше - совершенствовать систему, создавать перевозимый вариант системы, способный отражать атаку с любого направления. Даже в условиях бурного развития электроники в то время создать перевозимую систему, отслеживающую и поражающую несколько целей было сложно. Точнее сделать так, чтобы ее габариты не были слишком громоздкими. Тогда задачу упростили - новый комплекс должен был поражать только одну цель. "Применение перевозимых зенитных ракетных комплексов позволяло решать ряд новых тактических задач, например, осуществлять выход из-под удара противника путем смены позиции, действовать из засад, выдвигать резервные комплексы взамен выведенных из строя. По оценкам специалистов, создание передвижного комплекса позволяло организовать оборону объектов с меньшими затратами, чем использование для этих целей стационарных комплексов "Системы-25"." (ист).
   Существовавшие тогда артиллерийские системы ПВО доставали врага на 14 км высоте, истребители на 17 км и хотя (в отличие от них) ракетный комплекс (с марша) разворачивался
за 6 часов**, достать врага,  летавшего на 20 км и выше, могли только ракеты.
   Ракета получилась двухступенчатой. Высокую начальную скорость обеспечивал пороховой двигатель 1й ступени, а ровное и продолжительное приближение к цели - жидкостный ракетный двигатель (2й ступени). "Такая схема, кроме того, обеспечивала высокую среднюю скорость ракеты и, соответственно, возможность своевременного поражения цели" (ист). Наклонный старт ракеты обеспечивал скорейшее выведение ракеты на цель. Ракета нового комплекса В-750 оказалась почти вдвое легче, чем ракета комплекса С-25 при практически одинаковой досягаемости по дальности и высоте (хотя и с меньшей Боевой Частью (БЧ)). Газоотбойное устройство под пусковой установкой предотвращает разрушение почвы и, будучи прижатой (реактивной струей ракеты) повышает устойчивость Пусковой Установки (ПУ).
.
ЗРК С-75 в музее военной техники на Соколовой горе (Саратов)
На вооружение армии С-75 поступила 11 декабря 1957 года. ЗРК С-75 мог поражать цели на дальности до 43 км, в диапазоне высот от 0,5 до 30 км и обладавших скоростью до 2300 км/ч (ист).

   Интересно что:
- комплекс "наиболее широко применялся за всю историю войск ПВО во всём мире. В настоящее время является самым старым из находящихся на вооружении зенитно-ракетных комплексов"
- Первый самолёт (тайваньский высотный разведчик RB-57D) был сбит комплексом С-75 вблизи Пекина 7 октября 1959 года[2]. Самолёт был уничтожен китайским расчётом на высоте 20600 м.

- 16 ноября под Волгоградом ЗРК С-75 был уничтожен летевший на высоте 28000 м американский разведывательный аэростат.

- 1 мая 1960 года над Свердловском был сбит самолёт-разведчик U-2 ВВС США, пилот Гэри Пауэрс был пленён. 27 октября 1962 года во время Карибского кризиса был уничтожен очередной U-2.

- С-75 активно применялись во время войны во Вьетнаме с июля 1965 года. По советским данным, с помощью С-75 над Северным Вьетнамом было сбито около 1300 американских самолётов и БПЛА; американские источники подтверждают потерю лишь примерно 200 машин. Одним из пилотов, сбитых зенитной ракетой, был будущий кандидат в президенты США Джон Маккейн.(ист).

- ЗРК СА-75 имеет название "Двина", НО в варианте С-75М его название "Десна"* (ист.)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- Завтра откроют ракету (изм);
- Зенитное 85мм орудие (пр-кт Ф.Энгельса).
---
PS Как показали проведенные расчеты, стоимость обороны единичной цели (города или промышленного района) при существовавших тогда ограничениях, получалась минимальной при дальности стрельбы ракеты 30 км. В то же время, при дальности стрельбы 25 км - стоимость обороны увеличивалась на 30-85%. в зависимости от условий, характерных для конкретной обороняемой цели.
* "Двина"- 10 см ЭлектроВакуумная Аппаратура, а "Десна" - 6см ЭВА.
** Позднее это время сократили до 4 часов, а в шестидесятые годы довели до 2 часов 20 мин. В ряде случаев, на соревнованиях этот норматив многократно перекрывался - ракетчикам удавалось развернуться за 30-40 мин.
   Средняя скорость на марше колонны боевой техники дивизиона по дорогам составляла 20 км/ч и ограничивалась скоростью буксировки опять-таки пусковых установок и антенного поста.
- Саратовский Авиационный Завод (N292) с 1958 г выпускал ракеты для ЗРК С-75 (ист).

Комментариев нет:

Отправить комментарий